wladimire (wladimire) wrote,
wladimire
wladimire

Categories:

Из книг ГРЦРФ. ЧТО ТАКОЕ "ПОЛИЛИТНАЯ" КУЛЬТУРА?

Химчук В.А.

(Моска)

История жанровой полилитной резной скульптуры

на примере коллекции музея «Самоцветы»

  Жанровая полилитная резная скульптура малых форм появилась в России в конце XIX в. Первыми обратились к этому виду художественных изделий мастера фирмы К.Фаберже, – по видимому, под влинием самого основателя фирмы, хорошо знавшего творчество французских ювелиров XVIXVII в. и итальянских мастеров флорентийской мозаики XVIXVII вв. Претворение европейских традиций в сочетании с возникшим в то время увлечением искусством китайских камнерезов позволили выработать новый оригинальный подход к работе с цветным камнем. В дальнейшем, помимо фирмы К.Фаберже, полилитную жанровую скульптуру в России изготавливали камнерезная мастерская Авенира Сумина, художественная мастерская Денисова-Уральского, камнерезная мастерская Верфеля. Подобные работы велись также на Петергофской, Екатеринбургской и, по некоторым сведениям, на Колыванской камнерезных фабриках, но там ограничивались производством мономинеральных фигурок животных, либо полиминеральных предметов декоративного назначения (блюда, чаши и т. п.).

Первыми работами с клеймом Фаберже были скульптурные портеты в камне, позже возникли серии, получившие название «Петербургские типы», «Лондонские типы», «Народы России». После ликвидации фирмы при советской власти в Европе (в основном, в Польше и в мастерских Идар-Оберштайна) начали изготавливать обилие подделок, отличавшихся низким техническим уровнем и соответствующим вкусом. В России этот вид искусства сошел на нет из-за отсутствия спроса. Только в конце 1950-х г. началось возрождение. «Первой ласточкой» стал талантливый художник-декоратор В.В. Коноваленко. Впервые с тематикой камня он столкнулся при работе над декорациями к балету «Каменный цветок» в 1951 г. Ознакомившись с работами российских камнерезов и заинтересовавшись камнем как материалом, Коноваленко с успехом стал использовать его в своем творчестве. Создание им  фигурки, не претендуя на портретное сходство, обладают необыкновенным обаянием, гармоничностью и выразительностью.

           В основу собрания музея «Самоцветы» легла коллекция работ В.В. Коноваленко, изготовленных в период 1959–1979 г.

Василий Васильевич Коноваленко родился на Украине в 1929 г. в селе Петровка Запорожской области. В 1946 г. поступил в Донецкий архитектурно-художественный институт и, закончив его в 1951 г., пришел работать в Донецкий театр оперы и балета на должность художника-постановщика. В 1953 г. перешел в Кировский (Мариинский) театр в Ленинграде. С 1964 г. полностью посвятил себя камнерезному творчеству. Первая выставка Коноваленко состоялась в 1973 г. в Русском Музее. В 1981 г. он покинул СССР. Умер через восемь лет в США, в пригороде Нью-Йорка – Лонг-Айленде, во время работы над скульптурной композицией «Сватовство».

           Большую часть находящихся в музее произведений мастера составляют фигурки изготовленные в ленинградский период – до 1974 г. Это «Бражники»  (1959, скульптурная композиция находится в Гохране), «Добро пожаловать» (1959), «Воин»  (1961), «Бабушка и Дедушка» (1963), «На рыбалке» (1965), «Разлука, ты, разлука» (1967), «На мормышку» (1968), «Царево Око» (1970), «Чаевник» (1971), «Дедушка, груздь!» (1972), «Земфира», «Знойный полдень», «Лиса и бобер» (1973), «Бобыли» (1974). В 1974 г. эта коллекция была подарена художником выставочному салону Всесоюзного Шестого Производственного Объединения (ВШПО).

В рамках Комплексной геологической экспедиции ВШПО (в дальнейшем – Московской специализированной геологоразведочной экспедиции «Экспорткварцсамоцветы») по инициативе А.В. Сидоренко в 1975 г. была создана «группа по изготовлению малых скульптурных форм». По просьбе А.П. Туринге, начальника ВШПО, возглавил группу В.В. Коноваленко, собравший вокруг себя учеников-подмастерьев, интересовавшихся камнем и имевших некоторый опыт работы с этим материалом. Группой был сделан ряд каменных мозаичных скульптур для демонстрации в выставочном салоне объединения (ныне музей «Самоцветы»), а также несколько авторских копий предназначавшихся для реализации за рубеж, но не проданных, а оставшихся в распоряжении объединения. Мастерская также выполняла заказы министерства на производство сувенирной продукции.

Под мастерскую был приспособлен подвал на даче Василия Васильевича в пос. Валентиновка, под Москвой. Почти год ушел на оборстройство, и только в 1976 г. были изготовлены первые фигурки (в это же время Коноваленко обратился к теме животных, в 1976 г. появились две бабочки – одна с крыльями из орской яшмы, крылья другой выполнены из беломорита). В 1977 г. создана скульптурная композиция «Скорбящая мать», затем – «Данилушка», «Запорожец», «Цыгане». С 1976 по 1980 г. были изготовлены авторские копии фигурок «Данилушка», «Бабушка и Дедушка», «По грибы», «На рыбалке». Василий Васильевич составлял эскизы и выполнял самые ответственные работы по доводке и подгонке деталей к скульптурам, менее сложную работу он доверял ученикам. Отношения с властью у художника были не простыми. Группе малых форм приходилось четыре раза менять место расположения мастерской. Переезды были вынужденными и предварялись анонимками и обысками. В конце концов в 1981 г. Коваленко вынужден был уехать за границу.

Собрание музея продолжало пополняться. В 1994 г. в одном из антикварных магазинов Москвы была приобретена скульптура «Разносчик сбитня», вероятно, являющаяся копией или подражанием фигурке из серии «Петербургские типы» фирмы К. Фаберже.

В дальнейшем коллекция приумножалась, благодаря работам молодых художников – камнерезов, преимущественно из Москвы и Екатеринбурга.

Своеобразны композиции москвича А.С. Клюева (родился в 1949 г. на Дальнем Востоке в семье военнослужащего, окончил МИСИС, ОМП Художественного Промышленного Университета им. С.Т. Строганова, член Всероссийского Общества художников прикладного искусства и Международной федерации художников). Эти маленькие скульптуры отражают доброе, непосредственное, близкое детскому восприятие мира, большинство выглядят подчеркнуто «кукольными»; и напоминают персонажей мультфильмов 1970–80-х г. В данном случае это можно рассматривать как достоинство, и характерную черту стиля художника. В музее творчества скульптора представлено композициями «Молодые бездельники» (1996), «Помошник» и «Рыбаки» (2000), «Панда» и «Арлекино» (2001).

С искусством композиции уральских мастеров-камнерезов можно познакомиться, увидев их работы, созданные совсем недавно – в начале XXI в. Это «Бой со змеем» и «Новгородский гость» А. Лавров, «Хулиган» и «Солдат Чонкин» И. Боровикова, «Старатель» И. Боровиков, И.А. Олев,  «Боярин» Д. Емельяненко.

С конца 1990-х г. полилитные скульптуры производит фирма «Яхонт и Ко». В нашем музее она представлена следующими композициями: «Фотограф» (автор – И.Емашев), «Конторщик» И.В. Сергеев и И. Емашев), «Рыбак» (И. Сергеев) – все 2000 г. К сожалению, в последнее время, наряду с очень удачными, появилось немало изделий этой фирмы, характеризующихся весьма посредственным художественным уровнем. В частности это  полилитные объемные мозаики, показанные на выставках «Московского Антикварного Салона». Несмотря на то, что они отличаются высокой степенью финишной обработки и подгонки деталей, их исполнение несет на себе отпечаток некой «штамповки», что вероятно вызвано с отсутствием внимания к декоративным особенностям каменного материала, к его индивидуальности.

Среди работ уральских камнерезов особо выделяются фигурки И. Боровикова, мастера привлекают различные сюжеты, различна и степень проработки статуэток: сравнительно «грубые», изготовленные «одним росчерком», соседствуют с изделиями, удовлетворяющими самому высокому вкусу: тщательно выверенным выражением лица, позами, высокой степенью доводки камня. В 2001–2002 г. художник создал серию скульптурных композиций, посвященных истории российской армии. В нашем музее эта серия представлена фигуркой – «Солдат Чонкин», изображающей молодого солдата в форме рядового авиационных частей 30-х г.

Литература

{C}1.     Камидиан М. «Драгоценные цветы фирмы Фаберже» // «Антикварное Обозрение», 2001. № 3.

{C}2.     Левенталь А. «Петербургские мопсы от Фаберже» // «Антикварное Обозрение», 2001. № 2.

{C}3.     Мунтян Т. Фаберже. Великие ювелиры России; М., 2000.

4. Сейранян В. Живописные сказы в камне; М., 2002 г.

5. В. Скурлов. Камнерезная композиция «Попугай» // «Антиквариат», осень 2000 г.

6. Федоров В. «Он каменную работу знал хорошо» // «Мир Камня», 1994. № 4.

7. Чупров В., Юсипов А. Цветные камни и коллекционные минералы в экспозиции музея «Самоцветы». М., 1997.

Драмшева Е.Е.

Юсипов А.А.

Докладчик – Химчук В.А.

Tags: полилит камень фольклор эпос культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments