wladimire (wladimire) wrote,
wladimire
wladimire

Categories:

Из книг ГРЦРФ. САД КАМНЕЙ.

О.Н.  Тюльпакова

(Москва)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА «САД КАМНЕЙ».

Немного об истории камнерезного искусства в России.

Камнерезное искусство начало развиваться в России сравнительно поздно, и этому есть свое объяснение. У народов, населявших Русскую равнину, не могло сложиться каких-либо серьезных представлений о свойствах и разнообразии камней – ведь Русскую платформу покрывает мощный чехол осадочных пород, и огромные пространства заняты лесами и болотами. Поэтому основным строительным и ремесленным материалом издавна служили песок, глина и дерево Единственным камнем, используемым для украшений, являлся речной жемчуг. А само понятие «камень» обозначало нечто твердое, грубое, тяжелое и бесчувственное.

Но времена менялись: с приходом христианства на Руси начали строить белокаменные церкви, украшенные замысловатой резьбой. Церковная утварь, одежды священников отливали золотом и серебром, сверкали огнем самоцветов. Все должно было свидетельствовать о необыкновенной красоте божественного бытия. Камень стал играть совсем другую роль: его значение определялось уже не весом, а символическим наполнением.

В Петровскую эпоху начинается активное освоение недр Урала. В 1701 г. Петр I учреждает Приказ Рудокопных Дел. А в «век просвещения» – при Екатерине Великой, когда богатство Руси начало «прирастать Сибирью», – добыча драгоценных камней становится одной из статей дохода государства. С этого времени к геологическим наукам относятся, как к жизненно необходимым.

В конце XVIII – начале XIX в. в культуре России господствует классицизм, в науке и искусстве берутся за эталон достижения античности. Образы древнегреческих мифов и легенд, наряду с такими науками, как геометрия, математика, философия и астрономия, нашли свое приложение  в растущем и крепнущем государстве. Великолепные интерьеры дворцов и храмов, отделанные цветными камнями, искусные ювелирные украшения с вставками из драгоценных камней – все это свидетельствовало об огромном потенциале России не только в сырьевом, но и творческом отношении. При том, что в области художественной обработки камня, мы дали «фору» средиземноморским и азиатским странам не менее чем в 2000 лет.

Камнеобработка тесно связана с промышленностью, с городской средой. Сложность этого процесса требует капиталовложений. Капитализация страны на рубеже XIXXX вв., рост предпринимательства, ориентированного на внешний рынок, обеспечили расцвет камнерезного искусства. Этот яркий период неразрывно связан с именем Карла Фаберже. Организаторские способности, знание всех тонкостей дела, изысканный вкус, а главное, исключительная порядочность по отношению к художникам, – все это помогло ему удержать лучших мастеров. Он сумел создать благоприятные условия для творческого роста камнерезов и их материального благополучия, не стремясь на них нажиться и всю славу присвоить себе (на изделиях ставились клейма и мастера, и фирмы). Росла слава Фаберже, а с ней и слава России. Именно в этот период зародились и российские камнерезные промыслы. Среди них Кунгурский, сложившийся чуть более 100 лет назад, сумел создать собственную школу, традиции, прошел испытание временем, и заслужил мировую известность.

В советский период промысел резьбы по мягкому камню худо-бедно существовал. В обществе морально не поощрялось стремление сограждан украшать свой быт подобными изделиями, это расценивалось как «мещанство». Однако «безделушки» успешно представляли самобытную культуру народов СССР за рубежом и оплачивались валютой. Безусловно, в советском планировании экономики были свои положительные стороны, например, борьба с безработицей: если нечем народ занять – пусть хоть камень режут, тем более, что и затрат это не требует. Самодеятельная же обработка цветного камня пресекалась на корню.

Закон 1989 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» послужил толчком к легализации творческой деятельности камнерезов, которые до той поры скромно трудились в реставрационных мастерских и лабораториях художественного конструирования крупных производств. ЗНУИ (заочный народный университет искусства) тогда служил центром формирования московской камнерезной школы. Именно здесь на занятиях уже солидные люди делились своими творческими успехами и техническими проблемами, – ведь алмазного инструмента, необходимого для резьбы по твердому камню (кварц, агат, топаз и т. д.), да и самого камнесамоцветного сырья в свободной продаже не было. Дело это существовало на уровне хобби, но уже давало не только душевное удовлетворение, но и материальное. Экономические отношения носили бартерный характер. Покупатели расплачивались сырьем, инструментами, станками, предоставлением возможности участия в выставках и поездках за сырьем.

В дальнейшем разгосударствление экономики, расформирование геологических экспедиций способствовали огромному притоку не только сырья, но и свободной рабочей силы. Причем эти люди хорошо разбирались в камнях, знали, где их взять и как обработать. Именно геология дала самых известных в наше время художников – камнерезов. Среди них О. Загорский (Екатеринбург), В. Савич (Москва), М. Дашцэрэн (Москва), С. Колодезников (Якутск). Отсутствие профессионального художественного образования сделало, быть может, их творческий путь более трудным. Тем не менее, созданные ими произведения обладают исключительной самобытностью, в них видна высокая культура. Все мастера имеют высшее образование, жизненный опыт, понимают связь камня со всем живым миром и космосом. Кто осмелится утверждать, что это не народное творчество?!

Предыстория создания фонда «Сад камней»

Желание резать камень жило во мне, наверное, с того момента как пробудилось мое сознание. Но северо-запад Подмосковья никак не связан ни с добычей необходимого материала, ни с традициями камнерезного искусства. В 90-х г., уже будучи аспиранткой и собирая в Якутии материал по влиянию Вилюйского водохранилища на прилегающие ландшафты, я смогла заняться непосредственно камнями и вплотную познакомиться с художниками-камнерезами Екатеринбурга, Якутска, Санкт-Петербурга, Москвы. Более всего поражало бедственное положение художников, абсолютная изолированность от активной культурной и коммерческой жизни. На изготовление одной небольшой работы уходят недели и месяцы. Сама технология сложна и требует большого количества расходных материалов, специально оборудованной мастерской. Преодолевая все сложности в воплощении своей идеи, мастер часто сам  не в состоянии по достоинству оценить свой труд. Хотя такое изделие – почти всегда уникальное и дорогостоящее произведение искусства, даже если оно выполнено из отходов камнеобрабатывающего производства.

Еще более сложная ситуация складывается при работе с драгоценными камнями. Достаточно вспомнить поучительную историю с «Царевым оком» художника Василия Коноваленко, когда для достижения желаемого эффекта мастер использовал бриллиант. После травли со стороны фискальных органов, конфискации коллекции камнерезных работ, которую иначе как государственным «рэкетом» не назовешь, художник был вынужден покинуть страну. Несовместимость камнерезного творчества с коммерческой деятельностью приводит к тому, что мастер оказывается во власти мошенников всех мастей, в лучшем случае – перекупщиков. Понятно, что «деловым людям» выгоднее таить его имя, дабы не плодить конкурентов. Доходит до казусов, когда коммерсанта принимают за автора работ. Все фирмы и галереи, торгующие сегодня авторскими работами из камня, можно смело отнести к «элегантно мошенническим». Они берут у художника изделия на реализацию всего за 2–10% вознаграждения. На самом же деле цена «накручивается» в 2–3 раза. Красивую, но дорогую вещь способны купить разве что банк или очень состоятельные граждане. Но обычно салонам выгоднее, чтобы эти работы, за которые не выплачено ни копейки, украшали их собственный интерьер: в шикарной обстановке ширпотреб уходит вмиг и втридорога. Только художник ходит голодный, не хватает даже средств, чтобы сфотографировать работу. Вот так складывается, можно сказать, мистическая цепочка событий, порождающая парадоксальное явление «сапожника без сапог». У музеев при всем желании нет средств для пополнения экспозиций. Стремление избежать ушлых посредников и получать хоть какие-то деньги приводит мастеров к коллекционерам, поэтому данный вид творчества имеет узкий круг почитателей. Ввиду этих печальных обстоятельств и создается впечатление, что камнерезного искусства в России нет, – просто широкая общественность его не видит.

Создание галереи камнерезного искусства – важный шаг на пути решения проблем, связанных с положением художников и промысла в целом. Такой проект требует огромных усилий и материальных вложений. Поэтому мысль об организации благотворительного фонда представлялась наиболее удачной. В 2000 г. мы вместе с Виталием Гнатюком, московским камнерезом кунгурской школы, начали работу по организации благотворительного фонда поддержки отечественного камнерезного искусства «Сад камней». Идею в первую очередь поддержали Российское Геологическое общество (РосГео) и Московское общество камнелюбителей.

Из  «Устава благотворительного фонда поддержки отечественного камнерезного искусства «Сад камней».

2.1. Основной целью Фонда является осуществление благотворительной деятельности, направленной на сохранение традиций и развитие камнерезного промысла в России, пропаганда эстетического и бережного отношения к красоте и богатству мира минералов России.

2.2. Задачами деятельности фонда являются:

– моральная и материальная поддержка авторского творчества художников-камнерезов;

– создание информационного центра (база данных о художниках, их работах, камнерезных комбинатах и мастерских и их ассортименте, о месторождениях поделочного и камнесамоцветного сырья, учебных заведениях, выставках,  периодических изданиях и т. п.)

– популяризация знаний и наук о камне;

– содействие в пополнении фондов геологических и художественных музеев камнерезными работами;

– представление законных интересов и защита гражданских, социальных, авторских и смежных прав и интеллектуальной собственности лиц и организаций, деятельность которых согласуется с целями и задачами Фонда;

– содействие повышению статуса камнерезного искусства в России и за рубежом.

Мы были твердо уверены, что такой работой заинтересуется Ассоциация народных художественных промыслов России. Однако нас ждало разочарование. Ответ руководителей Ассоциации и по прошествии времени продолжает удивлять: «У нас нет камнерезов. Разве что Овчинников? Поддерживать некого!». Это, конечно, полный абсурд. Доказательством служит проведение в 2001–2002 гг. в Москве серии выставок под общим названием «Оживший камень», организованных фондом «Сад камней».

Выставки «Оживший камень»

1-я выставка состоялась весной 2001 г. в Политехническом музее, она стала частью цикла «Технология красоты». Первый раздел экспозиции знакомил посетителей с историей и современным состоянием камнерезного промысла Северного Урала (Пермская область). Здесь были показаны работы художников и продукция мастерских с начала ХХ в. Значительное место заняли работы учащихся из музейного фонда Кунгурского камнерезного училища, ныне Художественно-промышленного лицея № 58. В разделе «техника обработки» была представлена ресурсосберегающая технология, названная «каменный коктейль» или «мозаика Гнатюка». Второй зал экспозиции был предоставлен авторским работам  самых знаменитых отечественных художников-камнерезов.

Для музея проведение выставки вылилось в настоящий праздник. Открытие сопровождалось демонстрацией моделей модной одежды в сочетании с украшениями, выполненными по технологии «каменный коктейль». В качестве сувениров можно было приобрести продукцию камнерезных комбинатов и мастерских и получить о ней исчерпывающую информацию в экспозиции. Особым успехом пользовались мастер-классы Виталия Гнатюка. На глазах у изумленной публики невзрачные камешки превращались в веселых гномиков, бегемотиков, такс. Все это сделало выставку одной из самых посещаемых в Москве.

2-я выставка прошла в июне 2001 г. в геолого-минералогическом музее им. Вернадского и также была посвящена Кунгурской камнерезной школе. Однако она коренным образом отличалась от первой: ярмарочной веселье сменилось строгой академичностью. Здесь идея «Ожившего камня» гармонично вписалась в концепцию цикла выставок «Руда в руках мастера». Небольшая по своему объему экспозиция, где были выставлены в основном авторские работы, оказалась чрезвычайно информативна. Она позволяла не только оценить мастерство, но и почувствовать жизненную философию каждого художника. Это тем более интересно, так как все они используют один тип каменя.

3-я выставка состоялась в апреле 2002 г. Политехнический музей разместил в своих залах экспозицию, объединившую работы художников не только Перми, но и Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Москвы.

Безусловно, подобные экспозиции носят познавательный и воспитательный характер, так как показывают богатство минерального мира и пропагандируют бережное отношение  к нему. Однако основной целью выставки является привлечение внимания общественности и государственных организаций к проблемам камнерезного промысла и объединение самих художников для решения данных проблем. Такие мероприятия способствуют интересным встречам и знакомствам. Именно на выставке к нам в свое время обратились за содействием в организации конференции «Приобщение детей к традициям народных промыслов (художественная обработка камня)». Усилия оказались не напрасными – произошло событие, не имевшее аналогов за всю историю камнерезного искусства России. В октябре 2002 г. в стенах Государственного республиканского центра русского фольклора Минкультуры России собрались искусствоведы, преподаватели, геологи, художники, коллекционеры, ученые, журналисты, руководители и коммерсанты, – три дня интереснейших докладов, жарких дискуссий...

Со временем идея создания фонда утратила актуальность. Проведение таких заметных мероприятий, как выставки авторских работ камнерезов, публикации богато иллюстрированных статей о самоцветах, о художниках – все это имело свой резонанс в обществе. Коммерческие структуры быстро поняли, что нашей художественной школе есть что показать, и главное, что существует определенный круг обеспеченных почитателей этого искусства. К сожалению, страсть получения прибыли захватила и музейных работников. Так, за неделю до открытия очередной выставки «Оживший камень» Политехнический музей предложил организаторам экспозиции оплатить аренду залов. Для нас эти условия были неприемлемы – выставка не состоялась. Сейчас подобные выставки проводят выставочное объединение «Мир камня» (Санкт–Петербург) и московская фирма «КЛИО» в рамках камнесамоцветных и ювелирных ярмарок. Но, заметим, авторские экспозиции носят некоммерческий характер. Их задача – повысить привлекательность в художественном плане и престижность основных мероприятий.

Однако пока коммерсанты, чиновники и сами художники зачарованы идеей «быстрых» и «больших» денег, инициаторы фонда продолжают свою просветительскую и пропагандистскую деятельность. Московское общество камнелюбителей в конце 2005 г. Принимало участие в празднованиях 200-летия МОИП (Московское общество испытателей природы). К участию в выставке «Удивительное в камне» привлекаются все новые молодые коллекционеры и школьные коллективы. РосГео регулярно раз в 2 года проводит Всероссийскую геологическую олимпиаду «Земля и человек» и слет «Юных геологов», где неизменно объявляется конкурс на лучшую экспозицию и декоративно–прикладную работу по камню.

В лицее г. Дедовска (Моск. обл.) я продолжаю вести студию «В мире камня». На последней олимпиаде камнерезные работы школьников по белемниту и селениту, а также панно из галтованных камней были отмечены дипломом в номинации «Творчество» Владея многообразной информацией о камнях–самоцветах, о месторождениях, о художниках и желая передать свой опыт, я пишу много статей. Именно преподавание и публикации были высоко оценены руководством Московской области. В сентябре 2005 г. За вклад в области образования эта работа получила губернаторскую премию.

Сейчас можно сказать, что благотворительный фонд «Сад камней» существует, – не как юридическое лицо, но как духовное сообщество единомышленников, для которых просветительские, патриотические и нравственные ценности остаются незабылемыми.

Tags: камни ффольклор архитектура драгоценност
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments