wladimire (wladimire) wrote,
wladimire
wladimire

Categories:

Сетевой фольклор.

Сверлова Е.Л.
 

Фольклор  в контексте молодёжных субкультур: к проблеме изучения.


Реальность современного культурного процесса такова, что существуют явления, не вписывающиеся в сложившиеся культурные стереотипы, ломающие общепринятые каноны. Они шокируют, пугают, зачастую порождая несогласие и протест. Но их существование - это реальность, которая творится живыми людьми в стремительно меняющемся мире. К подобным явлениям   с полной уверенностью можно отнести молодёжную "готическую" (далее - без кавычек) субкультуру, функционирующую по своим этическим правилам и нормам, имеющую свои традиции и специфические формы фольклора.
В России goth субкультура зародилась сравнительно недавно,   а сами "готы" по-прежнему являются специфической экзотикой. Подобная ситуация, естественно, порождает недопонимание готической субкультуры в современном российском обществе, сопровождаемое множеством недоразумений. Как результат - весьма противоречивое освещение российской готической культуры в прессе. Наряду со статьями, расхваливающими артистические стороны goth культуры, периодически появляются "разоблачительные" публикации о готах-отщепенцах или, того лучше, готах-сатанистах. В лучшем варианте "неготические" издания ("Башня", "Вечерняя Москва", "Московский Комсомолец") ограничиваются рассуждениями об истории субкультуры или описаниями её одиозных современных проявлений. Исключением в этом списке является статья в журнале "ОМ"(1996г.), не только описавшая готов как интеллектуальную эстетскую среду, но и повлиявшая на многих людей, называющих себя готами в России.
Гораздо лучше обстоит дело в интернете: существуют не только специализированная российская готическая система обмена информацией Russian Gothic Banner Exchange (http://www.gothic.ru/rgbe.htm), но и российские готические сайты, ссылки на большинство из которых можно найти на Russian Gothic Page (http://www.gothic.ru/).
Современная российская "готика" - это замкнутая культурная общность со своими традициями, своей философией и своей особой эстетикой. Мир gothic, при кажущейся публичности, достаточно закрыт для "непосвящённых" и обладает всеми признаками ярко выраженной субкультуры.
Российские готы создали не только свой особый стиль в одежде, в поведении, в манере общение друг с другом, но и во много свой специфический язык, характерный  и легко узнаваемый. Но прежде чем охарактеризовать языковую культуру готов, необходимо обратиться к основе основ готической субкультуры - готической эстетике, имеющей глубокие исторические корни.
Термином Готика (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов) принято обозначать художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы.  Готика зародилась в Северной Франции в середине XII века и достигла расцвета в 1-й половине XIII века (итальянские гуманисты эпохи Возрождения использовали термин как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считая его "варварским").
Готическое искусство развивалось под покровительством католической церкви и оставалось, по преимуществу, культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами.  Не случайно на некоторых европейских языках слово "Бог"  произносится созвучно  слову "гот": швед. "Goth"; нем. "Gott"; голланд. "Godt"; дат. "Godh". Эстетическим эталоном Готики стал собор Парижской Богоматери во Франции, как высший образец синтеза готической архитектуры, скульптуры и живописи.
Богатый и сложный синтез искусств отразил все средневековые представления о мире. Впервые после античности возник интерес к реальным природным формам  и чувствам человека, существенно видоизменился круг эмоциональных и этических ценностей: в искусство вошли темы нравственного страдания, мученичества, смерти и душевной стойкости человека - жертвы насилия. Это, в свою очередь, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства Готики. В нём переплелись лиризм и трагические аффекты, высокая духовность и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная верность человеческой натуре.



В позднеготическую эпоху рост интереса к реальному миру и эмпирическим знаниям  способствовал появлению  противоречий с догматическими основами  Готики. В XVI веке она повсеместно уступила место Ренессансу. Тем не менее, готическое культурное наследие, глубоко укоренившееся в народной жизни многих европейских стран (особенно Северной Европы), оказало сильное влияние на искусство Возрождения и барокко, позже став объектом подражания и стилизации. Романтизм XIX века способствовал всплеску интереса к Готике, вошедшей в круг основных источников духовных традиций человечества.
Богатая культура декаданса XX века стала плодородной почвой для появления "ростков" готической молодёжной субкультуры, как в странах Европы, так и в России. Нарождающаяся "современная готика" во многом восприняла этические основы средневековой культуры, но с большой долей акцентуации её трагических сторон и с присущей для молодёжного движения эпатажностью. Наряду с возрождением интереса к темам нравственных  страданий и мученичества, крайне важным в современной молодёжной gothic эстетике стало обращение к образу смерти,  пронизывающему все пласты субкультуры. Даже внешность готов (бледные лица, черный контур вокруг глаз, длинные чёрные одежды) отсылает к ее образу. Подобная танатофилия (влечение к смерти) является своего рода пристрастием - восприятием смерти как фетиш (не путать с некрофилией, которую зачастую приписывают готам "знатоки"). Восприятие смерти как фетиш - характерная особенность готического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Подобные особенности осознания феномена смерти проявляются в пристрастиях к художественным произведениям, описывающих смерть, в создании собственных размышлений на эту неисчерпаемую тему и, наконец, к прогулкам по кладбищам.
Тафофилия (любовь к кладбищам) - один из аспектов танатофилии. Причина любви большей части готов к подобному времяпрепровождению кроется в обожании самой атмосферы спокойствия и умиротворенности кладбищ, располагающей к размышлению о жизни  и смерти. Как объясняют сами готы, "+памятники истории, архитектуры и культуры достойны преклонения. Избрать местом своего нахождения старинные места скорби - значит сделать их атмосферу частью своей поэзии. Гот никогда не станет вандалом - это несовместимые понятия+". Действительно, атмосфера некоторых кладбищ "очень готична" (кстати, это высшая словесная форма похвалы в готической среде). Естественно, готов в первую очередь привлекают исторические кладбища с красивыми  надгробиями прошлых эпох, родовыми склепами, надгробными памятниками в виде горестных ангелов. Именно на таких кладбищах проще всего встретить готов. Самыми готичными в России признаны Введенское и Донское кладбища в Москве, в Питере - Смоленское и кладбище Александро-Невской Лавры. Многочисленные фотографии русских кладбищ готы выставляют на сайте http://www.gothic.ru/cemetery.
Внешний вид готов ("восставшие из гроба" или стиль "vamp") также своеобразное проявлении танатофилии. Готический имидж сформировался, отчасти,  благодаря вампирской эстетике. Как принято считать, основной толчок развитию мировой современной goth культуры дала композиция группы Bauhaus "Bela Lugosi's Dead" ("Бэла Лугоши мёртв"), вышедшая в саундтрэке фильма о двух современных вампирах "The Hunger"("Голод") и посвящённая  культовому венгерскому актеру Бэла Лугоши, исполнителю роли Дракулы в экранизации одноимённого романа Брэма Стокера.  Подчёркнуто белый цвет кожи готов-юношей, чёрная контур вокруг глаз, чёрный или тёмно-красный цвет губ и ногтей современных готэсс - явное влияние вампирского имиджа, созданного кинематографом.  Так и излюбленный символ готов "анкх"1 (египетский символ вечной жизни) прижился, благодаря появлению в упомянутом фильме "The Hunger". Среди готов, особенно юных, популярностью пользуются "вампирские" фильмы - "Nadja", "The Addiction" (Пагубная привычка), "Interview with a Vampyre" (Интервью с вампиром), и вампирские романы Брэма Стокера, Анны Райс, Элизабет Костовой и других писателей (представители субкультуры со стажем предпочитают концерты старинной музыки, картинные галерея с работами старых мастеров, утончённую печально-романтическую прозу и поэзию).
Влияние vamp-эстетики проявляется и в использовании изображений летучих мышей, как в виде украшений, так и в виде изображений  на gothic сайтах в интернете.
Своеобразная gothic эстетика повлияла на все без исключения проявления молодёжной субкультуры, в том числе и на фольклор.
В качестве одной из современных форм проявления фольклора в молодёжной субкультуре, у готов присутствует феномен инициации, выражающийся в выборе нового собственного gothic имени. Это объясняется не только желанием приобщиться  к  субкультуре, но и является негласным правилом сообщества. Это, своего рода, "условие игры", а точнее  - таинственной театральной постановки в старинном стиле с действующими лицами и исполнителями.
Появление  ников в молодёжных субкультурах (от англ. nick - кличка, nickname - короткое имя) - аналог бытования кличек и прозвищ в традиционной народной культуре. В отличие от кличек и прозвищ, создаваемых сторонними наблюдателями, ник является порождением собственной фантазии автора  и в полной мере отражает либо мнение о самом себе, либо желаемую модель собственного образа. Для готов - это необходимое дополнение к общему имиджу, своеобразная "маска", причём явно та, которую приятно одевать.
Особенность функционирования готических ников заключается в том, что готы используют вымышленные имена не только в виртуальном, но и в реальном общении друг с другом. Как правило, большинство готов знают друг друга только по готическим псевдонимам. Конечно же, есть представители субкультуры, не использующие псевдонимы и известные под реальными именами, но они единичны. Основная часть готов использует различные ники, которые условно можно разделить на  четыре группы: 1) ники -  "тёмные" образы: Shadow Angel (тенистый ангел), Batgirl (девочка-летучая мышь), Decay (распад, разложение), Batty (сумашедший), Nocturna (ночная), Agony (агония), Raven (ворон), Elisabat (Элиза-летучая мышь), Nosferatu (призрак ночи); 2) ники - имена популярных у готов литературных и кино персонажей: Pandora, Morticia, Elvira, Lestat, Louis, Orlok, Draven, Claudia, Vlad, Akasha; 3) ники -  красивые имена, не являющиеся настоящими именами  владельцев: Cynthia(Луна), Rachael, Catharina, Raquelle, Lorylin, Christian, Rafael, Carmilla; 4) ники -   заимствования из композиций gothic групп: Moonchild (лунный ребёнок), Severina (строгая, суровая). Сценическими псевдонимами обладают и большинство участников  культовых gothic групп. Несколько сотен готических имён содержатся на интернет-сайте Name That Goth(http:// www. cris. com/ ~ jeniphir/ babynames.html).
Благодаря "тёмной" эстетике сформировался  законченный образ современного гота. Однако, при всей внешней мрачности,  и подчёркнутой сдержанности на публике, готы, в большинстве своём, миролюбивы, весьма общительны, очень артистичны и обладают прекрасным чувством юмора. Ироничное отношение ко всему - характерная черта представителей субкультуры.
Юмор у готов  также специфичен, как и вообще всё готическое: это или сугубо "чёрный" юмор, или шутки по поводу сути субкультуры. Во многих готических журналах есть юмористические разделы. Например, в "Zillo"  -популярные комиксы про гота по имени Dead (Мёртвый). Но и в этой области приоритет принадлежит виртуальному пространству.
Интернет - принципиально новое постфольклорное (или фольклорное?) пространство с формирующимися весьма необычными специфическими явлениями,  среди которых особый интерес представляет художественное творчество пользователей сети, и, в частности, представителей готической молодёжной субкультуры.
Готические "юмористические" страницы в интернете условно можно разделить на две типа: 1) сайты, посвященные "чёному" юмору в самых различных его проявлениях, 2) сайты, иронизирующие над готами и готической субкультурой. Нет ничего удивительного в том, что и те, и другие создаются самими готами. Многие goths относятся к готической субкультуре и ее стереотипам с достаточной долей иронии, что и породило немало подобных сайтов, начиная от юмористических текстов, таких как: "Проблемы которые есть только у готов" (Problems only Goths Have - http:// www.cs.ucl.ac.uk/ staff/b. rosenberg/ goth/pro...), "Иисус был готичнее тебя" (Jesus was Gother than You - http://www.goth.net/~shanmonster/jesus/), "Как стать готом меньше чем за час!" (How to be Goth in less than an hour! - http://www.gothic.net/gothnicity/), заканчивая "Готическими способами знакомства" (Gothic Pickup lines - http://www.cs.ucl.ac.uk/ staff/b.rosenberg/ goth/pic...) и "Что говорят готы в постели" (Gothic Lines to use in Bed - http://www.velvet.net/~tigger/gothlines/).  В качестве примера представляем выдержку из руководства "Как познакомится с девушкой на готической вечеринке":
"Ты напоминаешь мне мою бывшую девушку...мертвую."
"Из тебя бы получился очень красивый труп."
 "Слушай, а не на твоих ли похоронах я недавно был?"
"Привет, я - некрофил. Ты хорошо притворяешься мёртвой?"
Большой популярностью в готической среде пользуются пародии  на всевозможные правила сообщества.  Нередко они перерабатываются таким образом, что пародийный приём представляется естественным для смехового освоения современных gothic произведений, изначальный смысл которых мог носить "воспитательный" оттенок. Блестящим образцом самоиронии являются "Пятьдесят правил Готики", созданные в форме непосредственной беседы с юным готом:
" Оформи свою спальню по собственному вкусу: оклей стены черными обоями, замажь оконные стекла суриком, вместо кровати поставь гроб, Это готично, напоминает о смерти и к тому же избавит твоих близких от лишних расходов после твоего ухода".
" Приучи себя спать не на боку, а на спине, подвязав челюсть платком и сложив руки крестообразно на груди".
"Надеюсь, ты сам понимаешь, какие цвета допустимы в твоем костюме: черный, багровый, темно-синий. Белые - только воротник рубашки и манжеты".
" Если ты все-таки хочешь быть в белой рубашке, помни: она должна быть старинного покроя, навыпуск и с оборванным воротником, как будто тебя вот-вот обезглавят".
Не обошлось и без комментариев по поводу любимого готического приветствия "Memento mori" ("Помни о смерти"):
" Вместо приветствия и прощания говори:"Memento mori".  Между прочим, "memento mor"i переводится не "моментально в море", а "помни о смерти".
 Даны указания и относительно  готических аксессуаров:
" Вовсе необязательно увешивать себя металлом, как новогоднюю елку игрушками. Колец в виде черепов и магических символов на всех десяти пальцах рук, килограммового распятия на шее, пояса с заклепками и ошейника с шипами вполне достаточно. Вериги - уже излишество, а кольчуги пусть носят норвежские блэк-металлисты".
Разумеется, не обошлось без юмористических вариаций на излюбленную тему смерти:
"Всегда показывай, как ты устал от этого гадкого мира, и как можно чаще высказывай желание умереть. Но не торопись его осуществлять".
"Сходи на экскурсию в морг. Поприсутствуй на вскрытии. Если удастся, напросись в ассистенты к патологоанатому. Сфотографируйся с трупешником. Постарайся унести с собой какие-нибудь ошметки трупа - на память".
"Если тебе "посчастливилось" встретить новый год в компании неготов, не надо сидеть с кислой миной на лице и думать о том, как все мерзко и противно. Вместо этого поскорее назюзюкайся до нужной кондиции и покажи всем свое истинное лицо вурдалака".
В стиле коротких литературных афоризмов созданы не менее ироничные "Правила поведения настоящего гота".
Правила, каким должен быть гот, выглядят следующим образом:
 Будь мрачен.
Будь замогильно трагичен.
 Будь пафосен.
 По возможности, будь мрачен, замогильно трагичен и пафосен одновременно.

Как должен вести себя гот в обществе:
Никогда не улыбайся.
Тем более не смейся.
Забудь про шутки и анекдоты.
Твой голос должен быть максимально трагичен.
Выражение лица тоже.
Этому очень способствуют язва желудка и геморрой.

Как гот должен вести себя с домашними питомцами:
Убей своего попугайчика и заведи летучую мышь.
Научи её говорить "готс андед!" (готы бессмертны!)
Не получится с летучей мышью - попытайся с вороной.
Любой домашний питомец, который живет у тебя дома, должен носить кличку "Дракула".
Любой домашний питомец, которого ты захочешь завести в будущем, все равно должен носить кличку "Дракула".

И, наконец, что гот должен запомнить раз и навсегда:
 И не слушай ничьих советов (этих в том числе).

Наряду с текстовыми, в интернете представлены и развёрнутые игровые сайты, такие, как: знаменитая игра Tamagothi (http://www.gothic.net/~ luvcraft/tamagothi/  tamagoth...), компьютерный тамагочи - вырастите своего гота! или Spice Goths ( http://www.geocities.com/SunsetStrip/Studio/1721/), готический Anti-Spice Girls сайт, а также флэш-игра "Одень Гота" (Dress the Goth - http://www.waningmoon.com/dressthegoth/index.html) - своеобразные "дочки - матери" в готическом стиле. Помимо этого, в интернете представлены готические варианты традиционных фольклорных жанров: сказок, пословиц, поговорок и анекдотов.
Готические сказки, как правило, представляют собой переработки классических сюжетов. Вот как выглядит прочтение сюжета о прекрасном принце, спасающем принцессу из замка ужасного дракона: "Герой приезжает в черном катафалке, вылезая, подправляет свой  макияж. Долго смотрит на дракона, демонстрируя ПАФОС, отчего тот впадает в депрессию и начинает рыдать. Герой проходит в замок, видит принцессу, понимает, что она не тру (труготы - "правильные" готы), и впадает в пафосную депрессию. Принцесса впадает в депрессию от поведения своего спасителя и от того, что жизнь не удалась...".
Не менее колоритны и готические анекдоты:
 - Доктор, у меня что-то сердце покалывает+?
- Опаньки... Так у вас там кол осиновый...
Существует целая коллекция анекдотов на тему "Кто готичнее?":
1.  Встречаются три гота:
- Я настолько готичен, что мускулы, благодаря которым  губы могут принимать форму улыбки, у меня атрофировались.
- Я настолько готичен, что их у меня никогда и не было.
- А что это такое "улыбаться"?
2. Встречаются три гота:
- Я настолько готичен, что  тренирую  свой "опустошенный взгляд" перед зеркалом.
- Я настолько готичен, что  когда я улыбаюсь - все плачут.
- Я настолько готичен, что когда я сплю, люди подходят ко мне и проверяют, есть ли у меня пульс.
3. Встречаются три гота:
- Я настолько готичен, что у меня черные зрачки.
- Я настолько готичен, что я надеваю солнечные очки, когда заглядываю в холодильник.
- Я настолько готичен, что когда я захожу в комнату - гаснет свет.
Разумеется, анекдотические тексты синхронно функционируют и в письменной форме на goth сайтах, и в устной речи. Что касается последней, то она переполнена "крылатыми" готическими выражениями. Вот лишь некоторые из них (с gothic комментариями для "непосвящённых"):
"Люблю импровизации в кладбищенском стиле" - выражение любви к мрачным шуткам;
"А мы будем лежать и гнить+" - об отдалённом будущем;
 "Ну ты Амадэус!" - ну ты даёшь!;
"Он получил крышку от гроба+" - остался ни с чем или понёс убытки;
"+зарыться в могилу+" - исчезнуть из поля зрения, "залечь на дно";
"+укушенный вампиром+" - не вполне адекватный представитель субкультуры;
"Да прибудет с вами тьма!" - пожелание удачи в делах;
"Готичных вам снов!" - шутливое пожелание кошмарных сновидений;
"Вам не уловить нашего тонкого аромата!" - о тех, кто не понимает сути готической культуры;
"Кланяюсь вам в ноги и приветствую вас всех!" - готическое приветствие в старинном стиле;
 "Приветствую Вас на этом свете!" - Добрый день!
"Как жизнь? - Сокращается   с каждым днём" - традиционное приветствие;
"Кошмар стал длиннее на день +" - о прошедшем дне  жизни;
"Его пора на костёр!" - "Судью - на мыло!"
 "+ и пущу соляную кислоту по венам!" - выражение желания отомстить кому-либо;
 "Ты вынес мне мозг!" - выражение  чрезвычайного удивления;
" Гот будет глаголить!" - форма обратить на кого-то внимание;
"Как пафосно!" - выражение торжественности происходящего;
 "Иди и повесься - тебе нужен покой+" - обращение к уставшему готу;
"Он был замогильно трагичен+" - об очень расстроенном готе;
"+люблю до потери пульса!" - люблю очень сильно;
"+истину глаголешь!" - говоришь правду;
"+люблю, когда царит истина!" - похвала готу, говорящему правду;
"+истина где-то там+" - любимое выражение готов - романтиков;
"Российский гот обязан быть суровым и брутальным" - готический призыв;
"Если тебе дадут линованную бумагу - пиши поперёк!" - не позволяй себя подгонять по общие стандарты;
"Хочешь чуда? - будь им!" - твоя жизнь в твоих руках;
Распространены и переработки известных поговорок: "Москва слезам не верит, Москва верит истеричным рыданиям".

Наряду с применением законченных речевых оборотов, как в виртуальной, так и в живой устной речи, представители готической субкультуры зачастую используют созданную в своей среде, только им понятную терминологию, что позволяет говорить о существовании словаря готов. Вот лишь некоторые, наиболее часто употребляемые в устной речи, словообразования:
 Виллевалка - вязаная чёрная шапка, слегка свисающая на затылке (излюбленный головной убор солиста культовой финской группы "Нim" Вилле Вало и многих готов).
Армагидец - полный крах (иногда заменяется жестами: приставленная к виску кисть руки, сложенная в форме пистолета или сложенные на груди крест-на-крест руки. Для большей выразительности желательно закатить глаза).
Ботва - жабо или воланы на рукавах рубашки ("рубашка с ботвой")
Готесса  -  уважаемая в готической среде девушка-гот.
Готики, готята - юные представители готической субкультуры.
Готитчно - хорошо, приятно
Забритый гот - гот с выбритыми висками
Изыйди - исчезни
Инквизитор - гот, ярый защитник субкультуры
Мегаготично - очень хорошо, потрясающе
Неготично - плохо, неприятно
Речитативное чудовище - болтун, ничего не понимающий в готике, но претендующий на роль знатока.
Труготы  - (от англ. true - правда) готы, разбирающиеся в готической субкультуре.
Цивилы - люди, не относящиеся к молодёжным субкультурам.

В заключение предварительного анализа функционирования современной молодёжной готической субкультуры можем констатировать, что представленный символико - нормативный комплекс, функционирующий в рамках ограниченного сообщества, обладает как своими уникальными особенностями, так и своим неповторимым фольклором. Дальнейшее более детальное исследование такого неординарного общественного явления, как goth культура, поможет раскрыть необычный, но очень привлекательный для исследователя, богатый внутренний мир современного молодёжного сообщества.


Примечания
1. Символом современной готики считается, древнеегипетский знак Анкх.

Это важнейший древнеегипетский символ бессмертия, известный также как "крукс ансата". Несмотря на простоту, нет знака более могущественного по своей сути, чем этот. В нём объединены два символа: крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Получил распространение среди египетских христиан - коптов. Воспринят ранней коптской христианской церковью в качестве знака вечной жизни во Христе. Его форма может быть истолкована как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал или других противоположностей, а также как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа. В иероглифическом письме этот знак обозначал "жизнь", он же являлся частью слов "благосостояние" и "счастье". Египтяне считали, что изображение этого креста продлевает жизнь на земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопшего ждет жизнь в другом мире. Вера в силу анкха основывалась на том, что древнем мире именно так представляли себе форму ключа, которым можно было открыть ворота в потусторонний мир.

В статье использованы материалы готических ресурсов сети Интернет (электронные адреса указаны в тексте статьи), а также информация, любезно предоставленная представителями современной молодёжной готической субкультуры г. Москвы.

(Из книги Folk-Art-Net, ГРЦРФ,2007)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments